Компания Humans подала иск против Узбекистана в международный арбитраж
Учредитель из Сингапура требует компенсацию за убытки, якобы нанесённые госорганами страны. Ранее Humans подверглась санкциям со стороны Центробанка и «Узтелеком», после чего обратилась в Комитет по конкуренции.

Фото: Humans
Учредитель работающей в Узбекистане компании Humans — сингапурская Humans Mobile Ltd — подала международный иск против правительства Узбекистана. Об этом свидетельствуют данные Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ICSID).
Иск зарегистрирован 30 мая. Ответчиком выступает Департамент правовой защиты интересов Узбекистана при Министерстве юстиции.
Основанием для иска заявитель указал межгосударственное соглашение между Узбекистаном и Сингапуром от 2003 года «О поощрении и защите инвестиций».
Согласно опубликованному пресс-релизу, Humans Mobile добивается компенсации за «ущерб, причинённый рядом государственных органов Узбекистана» и утверждает, что действует «в целях восстановления справедливости и верховенства закона».
В сентябре 2024 года Центральный банк Узбекистана приостановил деятельность платёжной организации «Maroqand» (бренд UPay), входящей в структуру Humans. По словам главы ЦБ Мамаризо Нурмуродова, организация была трижды предупреждена за осуществление платежей в адрес букмекерских компаний, после чего её деятельность была ограничена на 6 месяцев.
Позднее, 26 марта 2025 года, Центральный банк снял часть ограничений с Maroqand, разрешив оказывать определённые платёжные услуги.
Кроме того, 8 мая 2025 года Humans обратилась в Комитет по конкуренции с жалобой на АО «Узбектелеком» с просьбой возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В письме Humans указано, что как виртуальный оператор (MVNO) компания зависит от инфраструктуры «Узбектелекома» на основании соглашения от 22 мая 2020 года. При этом, несмотря на снижение рыночных цен на интернет с 2021 года, «Узбектелеком» якобы не снизил базовые тарифы. Humans расценивает это как злоупотребление доминирующим положением на рынке внешних интернет-каналов.
По информации Spot, из-за жёсткой конкуренции в розничном сегменте Humans была вынуждена несколько раз снижать цены для клиентов. Однако высокие тарифы со стороны «Узбектелекома» привели к тому, что доля инфраструктурных затрат в себестоимости услуг достигла 58 %. Компания утверждает, что это делает её бизнес-модель убыточной и подрывает конкуренцию.
Также Humans сообщила в Антимонопольный комитет, что в связи с высокими тарифами накопилась задолженность перед «Узбектелекомом». Госкомпания направила Humans письмо с предупреждением, в котором сообщалось о планах по снижению скорости предоставляемого интернета с 1 марта 2025 года, а в случае неуплаты задолженности — полном прекращении обслуживания и обращении в суд с 1 июня.
В марте 2024 года в соцсетях появилось письмо «Узбектелекома» от 27 марта, адресованное Humans. В нём озвучивалось требование погасить долг в размере 532 млрд сумов: 361,7 млрд — основная задолженность, 170,3 млрд — пени.
Ранее международный арбитраж отклонил аналогичный иск турецкой текстильной компании к Узбекистану на сумму $700 млн.
Новости по теме

12:03
Узбекистан и Казахстан провели встречу по вопросу заторов на границе

09:10
«Всё в наших руках, мы обязаны побеждать» – Тимур Кападзе

20:35 / 04.06.2025
Узбекистан третий месяц подряд остаётся крупнейшим продавцом золота в мире

19:04 / 04.06.2025