Узбекистан | 20:03
440
9 минут чтения

В государственной школе не должно быть платного обучения — беседа о последствиях платных классов

В государственных школах, финансируемых за счёт налогоплательщиков, открытие платных классов уже не считается новостью. Kun.uz обсудил плюсы и минусы этой практики с экспертами. По мнению специалистов, введение платных классов в государственных школах ведёт к неравному распределению ресурсов, нарушает принцип справедливости, усиливает социальное расслоение, негативно влияет на психологию детей и провоцирует конфликты. Предлагаем вам беседу о плюсах и минусах платных классов внутри бесплатной школы.

Video thumbnail
{Yii::t(}
Пропустить через 6s

11 июня на Kun.uz был опубликован материал о том, что в школе №50 Мирзо-Улугбекского района Ташкента открывается платный класс, и некоторые родители были возмущены.

Тогда директор школы пояснил, что такой класс был и в прошлом году: учащихся обеспечивали трёхразовым питанием и дополнительными занятиями до вечера, а ежемесячная плата составляла 2,8 млн сумов. Однако полное оформление класса в коммерческой форме не предусмотрено законодательством.

Тем не менее, Министерство дошкольного и школьного образования в своём официальном заявлении назвало подобные толкования неверными. Оно пояснило, что речь идёт не о платных классах, а об образовательных услугах, предоставляемых в дополнение к государственным образовательным стандартам.

Действительно ли это не платный класс? Насколько оправдано заявление министерства о «неверном толковании»? Приводят ли такие классы к социальному расслоению? На эти и другие важные вопросы Kun.uz получил ответы от специалиста по образованию Шокира Турсуна и экономического аналитика Улугбека Турсунова. Ниже приведён краткий обзор беседы.

Министерство само неверно толкует законодательство

По словам Шокира Турсуна, министерство неправильно истолковало нормативные акты, регулирующие порядок оказания платных образовательных услуг в системе общего среднего образования.

«Можно ли оказывать платные услуги в государственной школе? Да, можно. Есть ли законодательная база? Есть. Но она предусматривает определённые нормы: образовательная программа должна быть утверждена отдельно, услуги предоставляются в форме кружков, они не входят в государственные образовательные стандарты, требуется одобрение наблюдательного совета родителей. И эти услуги должны оказываться только после окончания бесплатной части обучения — например, если у первоклассника уроки с 8:30 до 12:00, платные занятия могут начинаться только после 12:00», — отметил он.

Эксперт также задал вопрос: может ли ученик учиться в так называемом «неплатном» классе бесплатно? «Если директор не может ответить на этот вопрос утвердительно, значит, это платный класс. В законодательстве нет понятия "платный класс". Если он открыт, велика вероятность того, что школа нарушает закон», — считает Шокир Турсун.

Платный класс может быть эффективным, но при ряде условий

Экономист Улугбек Турсунов, прежде чем комментировать ситуацию, рассказал, почему важно сохранять государственные школы и их бесплатный статус. По его словам, «образование — это такой продукт, который приносит пользу не только тем, кто непосредственно участвует, но и обществу в целом».

«Если я на уроке этикета научусь стоять в очереди, я сэкономлю своё время и принесу дополнительную пользу обществу. Это называется позитивной внешней выгодой. То же самое касается уровня преступности: благодаря существованию школ и выполнению ими своей функции, уровень преступности снижается. Это выгодно как лично мне, так и всему обществу. Это одна из причин, по которым государственное образование должно существовать и финансироваться из бюджета», — отметил он.

По мнению Турсунова, если платные классы не создают дополнительной финансовой нагрузки на родителей и налогоплательщиков, не ведут к ошибочному распределению ресурсов и не нарушают принцип справедливости, их существование не является проблемой. В ходе беседы он попытался экономически оценить эффективность таких инициатив при соблюдении всех условий.

«Допустим, учитель работает на полставки в коммерческом классе и на полставки в государственном. Если в государственной школе он получает 5 миллионов сумов, а в частной — 10 миллионов, это может повысить его общую удовлетворённость и позитивно сказаться даже на работе в бесплатных классах. Но здесь много “если”, и провести точный математический анализ крайне сложно», — пояснил он.

Он добавил, что если, как в случае с 50-й школой, наблюдается нехватка мест, то эффективнее было бы создать бесплатный класс, а не платный. В таких ситуациях приоритетом должна быть справедливость в распределении.

Теперь и внутри бесплатного образования возникает расслоение

Шокир Турсун, не возражая против позиции Турсунова, подчеркнул, что платные классы не должны лишать детей их права на образование.

По его мнению, такие классы нарушают принцип равных условий, углубляют расслоение и негативно влияют на детскую психику.

«Платные классы и кружки существуют давно. Когда я учился, они тоже были. Моя мама — педагог с 30-летним стажем, я хорошо знаю, как это работает. Если в школе есть платный кружок, учитель может сознательно меньше выкладываться на бесплатных уроках, чтобы привлечь учеников в платный формат. Это легко подтвердить эмпирически: сравните, как один и тот же учитель ведёт бесплатный и платный урок — и увидите разницу. Это приводит к нарушению справедливости и усугублению и без того нарастающего социального неравенства», — сказал он.

Он напомнил, что право ребёнка на бесплатное образование закреплено в Конституции, а подобные ситуации это право ограничивают.

«Даже если не напрямую, то косвенно. Постепенно школа начнёт перераспределять ресурсы. В первый и второй год — может и нет. Но с третьего — начнёт. И в результате появятся “элитные” и “обычные” классы. Это повлияет и на настроение детей.

Кто-то может быть способным учеником, но у родителей нет возможности платить. А кто-то не столь способный, но семья может внести дополнительную плату. В итоге стартовые условия оказываются разными», — сказал он.

Шокир Турсун подчеркнул, что если у детей одинаковый потенциал, но разные стартовые условия, то разрыв в их достижениях со временем только увеличится.

«В одном классе уроки качественные, в другом — посредственные. Это влияет на результаты. Исследователь Стюарт говорит: если так будет продолжаться, разрыв никогда не исчезнет», — добавил он.

Если представить, что всё зависит только от частных школ, это приведёт к неравенству

По словам Улугбека Турсунова, при рассмотрении вопроса о введении платного и коммерческого образования важно учитывать два аспекта: справедливость распределения и эффективность.

«Если я из обеспеченной семьи и попадаю в хорошую школу, а кто-то с таким же потенциалом начинает обучение в бесплатной, но менее престижной — это уже неравенство. Родительские доходы, образование и приоритеты напрямую влияют на результаты детей. Это снижает эффективность распределения. Общество должно стремиться к тому, чтобы при равном потенциале учащиеся имели равный доступ к качественному образованию. И именно поэтому государственное образование должно быть бесплатным», — пояснил он.

Говоря об экономической эффективности, он отметил, что полностью отказываться от коммерческого образования нельзя. С развитием рыночной среды повышается и качество.

Специалист по образованию Шокир Турсун согласился, что в школах могут существовать как бесплатные, так и платные — гибридные — классы, однако участие государства в этом процессе он считает ошибочным.

Какие проблемы могут вызвать такие тенденции и есть ли пути их предотвращения? Ответы на эти и другие вопросы — в полном интервью по ссылке выше.

Беседовала Дилшода Шомирзаева.

Новости по теме